Полный текст статьи
Кто такой детский психоаналитик и чем он занимается с ребёнком?
Любой психоаналитик имеет в первую очередь медицинское, психологические или психолого-педагогическое образование, а потом уже несколько лет обучения своему методу. Детский психоаналитик - не исключение. Это психолог, разбирающийся в тонкостях детской психики, особенностях детских нормативных и ненормативных кризисов, знаюший особенности протекания подросткового периода, владеющий особыми методиками для работы с детьми и навыками общения с ними. Детский психоаналитик не проводит психодиагностику по тестам и методикам, не даёт коррекционных упражнений, не читает нотации и не учит "как надо". Детский психоаналитик - это детский психолог, который даёт ребёнку пространство для самовыражения. Он применяет в работе с ребёнком метод свободных ассоциаций, которыми в данном случае являются результаты творческой и игровой деятельности ребёнка в кабинете у психоаналитика. В процессе этой деятельности высвобождаются подавленные эмоции, страхи, обиды, травмы, являющиеся основой многих симптомов и становится возможной их переработка. Тем самым происходит работа над симптомом и постепенное избавление от него..
Психолог ни в коем случае не принимает осуждающую позицию по отношению к семье ребёнка и не подменяет собой родительскую фигуру, становясь «хорошей мамой» ребёнку в противовес его родной матери «неправильной, доведшей бедного ребёнка до состояния невроза» - это не профессионально! И такие психологи, работая с ребёнком могут только навредить. Говоря языком Ф. Дольто детский психоаналитик не подменяет желание родителей (предполагаемое патологическим) своим желанием (предполагаемое здоровым). Он дает понять ребёнку, что не вступает с ним в сговор против его родителей, а наоборот - транслирует, что он испытывает доверие и уважение к ним и что они также ответственны за его воспитание как и раньше.
Он лишь проводник для ребёнка в его внутренний мир, к самому себе. Он помогает ребёнку выразить себя по-правде. Именно в эти моменты тормозящие его развитие противоречия или невыраженные аффекты ослабляют своё действия и симптом ослабевает или уходит.
Под симптомом мы можем понимать достаточно широкий круг проявлений - поведенческие отклонения, эмоциональные проблемы, липучесть, агрессивность, тики, заикания, низкая самооценка, проблемы с обучением в школе и многое многое другое, с чем взволнованные родители обращаются к психологу.
Психолог не должен занимать позицию учителя, ментора. Для этого есть школа, спортивные секции и т.д. И детские виды поведенческой терапии - это дрессировка и не более того. О внимании к внутреннему миру ребёнка здесь нет и речи. Жёсткая директива и жёсткий контроль. Да, может и принесут видимый результат, но внутренний конфликт или непережитая боль останется внутри и рано или поздно точно даст о себе знать.
Детский психолог создаёт безопасное пространство для ребёнка, в котором он мог бы свободно выражать свои эмоции и чувства и учился бы их распознавать и верно с ним обходиться. В терапии ребёнку удаётся пережить непрожитое - травму развода, травму потери, конфликт с родителями, с сиблингами, в школе и т.п. Непережитые чувства и эмоции найдут выход, злость и ревность - способ экологичной переработки.
Аналогом свободных ассоциаций у детей является игра и творчество. Именно так - посредством рисунка, лепки или недирективной игры психоаналитик взаимодействует с ребёнком, позволяя проявиться запрещаемым, вытесненным или не понимаемым чувствам - страху, обиде, зависти, ненависти, ревности, боли утраты, злости, ярости и др., лежащих в основе так называемого «симптома».
Многие убеждены, что детская терапия не имеет особого смысла в силу результата, слабо поддающегося оценке. Такое убеждение возникло из-за того, что ребёнок после сеанса с психологом попадает снова в своё окружение, где в 90% имеются сложности в коммуникации между членами семьи и/или явные признаки дисфункциональной семьи (нарушение границ, ролевые искажения, эмоциональные проблемы, семьи зависимых, постоянные ссоры, драки, унижения, побои и т.д.) и вся работа с психологом сводится к минимуму. Но на мой взгляд такое убеждение если не ошибочно, то по крайне мере, слишком преувеличено и даже опасно. Опасность его в том, что оно стигматизирует тотальное влияние на ребёнка окружения, не оставляя в этой системе места ему самому, не признавая факта того, что он уже с рождения - личность, обладающая своим индивидуальным темпераментом и желанием. Личность, которая может и хочет себя проявлять и быть увиденной. Задача же окружения - во властном подавлении этого желания и связанных с ним аффектов. Это и лежит в основе большинства детских невротических расстройств.
Безусловно - идеальным вариантом детской терапии является вариант, когда работа ведётся 50/50 - 50% вклада родителя в работу над собой и обстановкой внутри семьи и 50% работа психолога с ребёнком. Но это настолько идеальный вариант, что встречается не часто. А часто родитель приводит ребёнка и просто просит его «починить». То есть убрать симптом - соматический или поведенческий. Такая работа тоже возможна. И более того - она приносит облегчение самому ребёнку и бывает так, что симптом пропадает. А это самое главное.